Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня
«Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми, образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упраздняя...»
27 сентября, в праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн, совершил Божественную литургия в Крестовоздвиженском храме города Белгорода у чудотворного Кошарского Креста.
Накануне, 26 сентября, настоятелем Крестовоздвиженского храма протоиереем Иоанном Борчук в сослужении иерея Игоря Жинкина было совершено всенощное бдение.
В сам день праздника за Божественной литургией Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный I Белгородского округа протоиерей Олег Кобец; настоятель Крестовоздвиженского храма протоиерей Иоанн Борчук; старший священник храмов Марфо-Мариинского монастыря Белгорода протоиерей Вячеслав Дементьев; клирик храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии священник Александр Фокин; клирик Крестовоздвиженского храма священник Игорь Жинкин.
По прочтении Святого Евангелия митрополит Иоанн обратился к молящимся с архипастырским словом.
На сугубой ектении были вознесены особые прошения и прочитана молитва о мире.
По окончании богослужения состоялся Крестный ход вокруг храма и перед чудотворным Кошарским Крестом было совершено славление и прочитана молитва.
Во внимание к усердным трудам во благо святого Белогорья, а также по случаю престольного праздника храма Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, медали святителя Иоасафа Белгородского Чудотворца II степени, удостоен Чехунов Виталий Викторович - генеральный директор «Опытно-Экспериментального Завода «Белэнергомаш».
Благодарность Главы Белгородской митрополии были преподаны:
- Савелову Андрею Николаевичу - руководителю компании ООО «Гиперстрой»;
- Ерохину Георгию Александровичу - директору по маркетингу АО «Завод Котельного Оборудования»;
- Крюкову Александру Сергеевичу - индивидуальному предпринимателю;
- Андросову Егору Ивановичу - генеральному директору ООО «Сатурн»;
- Пановой Вере Ивановне – прихожанке Крестовоздвиженского храма;
- Чирко Любови Ивановне – прихожанке Крестовоздвиженского храма.
Крест — это символ искупительного подвига Сына Божия, Который расплатился Своей человеческой жизнью за грехи каждого из нас, а затем воскрес и призвал нас следовать за Собой в вечную жизнь.
Одна из воскресных стихир (церковных песнопений) именует Крест «оружием против диавола», которое дал нам Господь. Конечно, Крест спасает нас не сам собою, а как зримый образ нашего единства со Спасителем. И, поклоняясь Кресту, мы поклоняемся, как поется в той же стихире, «погребению Твоему и восстанию».
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня стоит особняком среди двунадесятых праздников: он посвящен не евангельской истории, а событию из жизни христианской Церкви.
В 326 году император Константин Великий очень хотел найти Крест, на котором три века назад был распят Спаситель. Он направил в Иерусалим экспедицию во главе со своей матерью, царицей Еленой. Поиски оказались успешными: в земле под Голгофой обнаружили три креста. Чтобы узнать, на каком из них страдал Спаситель, к каждому по очереди поднесли недавно умершего человека. И Господь явил чудо: возложенный на один из крестов покойник воскрес! Узнав об этом, к Голгофе прибыло множество людей, и иерусалимский архиепископ Макарий несколько раз поднял (воздвиг) Честное Древо Креста ввысь, чтобы все могли увидеть святыню.
Почти сразу Крест был разделен: одну часть царица Елена поместила в серебряный ковчег и оставила в Иерусалиме, а вторую отправила в Константинополь. Паломники, приезжавшие в Иерусалим, мечтали забрать частичку святыни с собой. Так уже в IV веке частицы Креста Господня разошлись по всей земле. Чтобы сохранить святыню от расхищения, ввели специальные меры: во время поклонения народа Кресту епископ Иерусалима крепко держал святыню руками, а стоявшие рядом диаконы следили, чтобы никто не отломал или не отгрыз кусочек (случалось и такое!).
И иерусалимская, и константинопольская части Креста бесследно исчезли во время крестовых походов XII–XIII веков.
Самая известная российская реликвия с частицей Креста Господня — это «ковчег Дионисия» со святынями, привезенными из Константинополя в 1383 году архиепископом Дионисием Суздальским. Много веков он находился в Благовещенском соборе Московского Кремля, сейчас это экспонат Кремлевского музея.
Чин воздвижения Креста Господня входит в состав архиерейской службы, совершающейся вечером накануне Крестовоздвижения. На этой службе патриарх или архиерей трижды поднимает крест, а хор сто раз поет: «Господи, помилуй». Затем крест омывают благовонной водой и назавтра после литургии раздают ее народу.
В обычных храмах, где служба совершается без архиерея, у праздника тоже есть свои особенности. Прежде всего это вынос Креста на середину храма в конце вечернего богослужения с земными поклонами и пением тропаря: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».
http://belkrest.ru/index.php/366-27-09-2023?showall=&limitstart=#sigProGalleriafcf4b0357c