О Чудотворном Кошарском Кресте в Московских изданиях...

Автор: Super User вкл. . Опубликовано в Blog

    В Московском ежемесячном православном издании - журнал «Календарь» вышла статья о Чудотворном Кошарском Кресте:
    "Белгород — малая родина моего отца. Именно там на покое родители доживали свой век. Я навещала их часто. Поездку подстраивала так, чтобы в воскресенье быть на ранней литургии в кафедральном Преображенском соборе. Приложиться к раке с мощами святителя Иоасафа, епископа Белгородского. По церковному преданию, святому Иоасафу дарована милость Божия ходатайствовать об отпущении забытых грехов. За те десять лет, что прибегала с молитвой о помощи к святителю, мне не однажды пришлось убедиться в его благодатной помощи. Расскажу о недавнем.
Весной минувшего года на Прощеное воскресенье волею случая я вновь была в Белгороде, в соборе. Ранняя служба закончилась, у меня оставалось время, и я решила остаться на позднюю — архиерейскую: Преображенский собор — кафедра митрополита Белгородского и Старооскольского владыки Иоанна. Пока ждала, ко мне подошла женщина и спросила: не знаю ли я, где находится Кошарский чудотворный крест. Я не знала. Стали спрашивать вместе — никто не мог ответить. (Надо заметить, что в соборе много паломников, приехавших к раке святителя Иоасафа.) Но за свечным ящиком нам сказали: «В Крестовоздвиженском храме на Кошарах».
Белгород — город небольшой. Уже через полчаса я шла через живописный мосток, поросший кустарником и невысокими деревьями, к церкви на пригорке. В каких дивных уголках стоят наши храмы, украшая и освящая все окрест!
Крестовоздвиженской церкви 250 лет. По милости Божией, ее не удалось разрушить ни большевикам, ни войне — а ведь в этих местах проходила Курская дуга. В Белгороде не осталось почти ни одного целого здания, но храм, стоящий на пригорке, не пострадал! Провидение хранило величайшую святыню — чудотворный крест. А крест сохранил храм. За все годы и внутреннее убранство мало изменилось: иконы (по преданию, в большинстве афонские) в старинных кивотах, подсвечники. Старинного рисунка резьба...
Здесь, возле иконостаса, со мной случилось нечто. Спрашиваю: где крест? Мне показывают — перед тобой. Не вижу и не понимаю! Прошу немолодую прихожанку подвести меня. Она не удивляется — по-видимому, подобное случается здесь нередко — и подводит меня к солее. Наконец, я вижу в левой части иконостаса большое, гораздо выше человеческого роста распятие редкостной красоты — чудотворный Кошарский крест.
После литургии я познакомилась с замечательным священником, подвижником, настоятелем храма протоиереем Иоанном Борчуком и услышала от него историю чудотворного креста и Крестовоздвиженского храма.
Во времена святителя Иоaсафа в Кошарах проживал богатый землевладелец Юрий Выродов. В его доме находился крест, присланный родным братом — послушником Афонского монастыря. Но помещик не питал к святыне ни малейшего благоговения. И однажды после неудачной охоты, во время которой звери растерзали его любимую собаку, он остановил взгляд на кресте и в гневе приказал слугам вынести его из дома и бросить в болото. «Мне говорили, что он святой и чудотворный, а мне он не приносит никакой пользы», — сказал помещик опешившим дворовым.
Кощунственное приказание было исполнено, и святой крест оказался в заболоченном месте неподалеку от дома Выродова.
Прошло много лет. Хозяин имения умер. Как говорили в народе — лютой смертью грешника. Крест затянуло болото.
А в конце XVIII века произошло чудо. Один слепец услышал во сне голос, обещавший ему исцеление, если он вынесет из кошарской трясины поруганную святыню. Он взял с собой несколько помощников и отправился на поиски. Крест удалось найти. И лишь только слепец приложился к святыне — тотчас прозрел и начал славить Бога! А на месте обретения креста появился источник.
Весть о чудотворном кресте быстро разнеслась по окрестностям и привлекла тысячи богомольцев, многие из которых получили исцеление от различных недугов.
В первое время крест стоял на устроенных для него подмостках, затем был перенесен в каменную часовню, а еще позже — в Белгородский Николаевский монастырь, где находился около тридцати лет. Лишь в 1863 году на средства благотворителей была возведена церковь Крестовоздвижения.
В этом храме служило много замечательных священников, но имя отца Порфирия Амфитеатрова произносится белгородцами с особым уважением. Настоятель церкви с 1898 по 1915 год, потом он был назначен настоятелем Успенско-Николаевского собора. Большевики считали его одним из самых опасных для строя пастырей и приняли все меры, чтобы быстрее расправиться с ним. Вскоре после ареста его расстреляли.
Волна борьбы с «религиозным дурманом» не могла обойти храм, в котором находилась столь почитаемая святыня. В 1922 году из Крестовоздвиженского храма, по сохранившимся архивным данным, было изъято «22 предмета из серебра весом 1 пуд 5 фунтов 11 золотников». А в 1927 году большевики решились посягнуть на главную здешнюю святыню.
«Приехали партийцы. Собрали всех перед нашим храмом и начали объяснять про дурман, про опиум, про несуществующего Бога», — вспоминает Виктория Стефановна Литвинова, внучка священника. После пылких выступлений подготовленных ораторов люди в кожанках объявили цель своего приезда: забрать из храма крест. Местным жителям было предложено самим вынести святыню из церкви. Но никто из них не рискнул. Тогда член губкома Кравцов ухарски заявил: «Мне ничего не стоит и самому крест сорвать».
Люди в ужасе упали на колени. Женщины плакали и молились. Старики с надеждой смотрели на небо. А дерзкий Кравцов уже вышел из церкви с крестом на плече и с усмешкой бросил его в приготовленную подводу. Сам уселся сверху креста и самодовольно возвестил: «Ну вот и весь ваш Бог, ничего он мне не сделал. И вам ничего не делал». Стегнул лошадь вожжами и уехал. Только недалеко... На перекрестке улиц Гостенской и Полянской (сейчас это улица Фрунзе) его убило молнией. Сразу насмерть. И тучка была небольшая. И сильной грозы не было...
После неожиданной смерти партийца Кравцова атеисты, очевидно, почувствовали, что на крест этот посягать больше не стоит. И подойти к делу решили по-другому: вернуть крест на прежнее место, а сам храм — закрыть. Что и было исполнено в начале тридцатых. На церковные двери представители богоборческой власти повесили большой амбарный замок. Ктитором в храме в то время была Мария Ивановна Киреева. Она, чтоб ничего не разграбили, рядом вывесила свой замок. А затем отправилась в Москву! Добилась приема у самого Калинина. И домой вернулась с резолюцией «Храм — открыть!». Местным властям ничего не оставалось, как подчиниться.
Через несколько лет были предприняты новые попытки закрыть храм. Но вновь люди встали на его защиту. В годы Великой Отечественной войны богослужение в храме не прекращалось. Прихожане неустанными молитвами и собираемыми пожертвованиями стремились помочь фронту.
В тяжелые военные годы государственная политика в отношении Церкви была смягчена. Но когда смертельная опасность миновала, о Боге опять постарались забыть. Забывались и вековые православные традиции. К святому источнику у Крестовоздвиженского храма уже не тянулась, как прежде, нескончаемая вереница людей. Он как-то незаметно превратился в обычный колодец. А затем за ненадобностью оказался под слоем земли.
С назначением настоятелем Крестовоздвиженского храма протоиерея Иоанна (Борчука) приходская жизнь заметно ожила: начались капитальный ремонт и реставрация храма, благоустройство его территории. Но сокровенной мечтой настоятеля было возродить родник, вернуть белгородцам целительную воду.
Работы по восстановлению кошарского источника были закончены в 1998 году незадолго до престольного праздника, и в праздничный день источник был освящен. И вновь потянулась к нему вереница людей...
В епархиальной и областной молодежной газетах были опубликованы письма людей, получивших исцеление у креста. Приведу отрывки из них.
«...В 1995 году заболел мой сын. К своему стыду, я сразу не могла понять, почему у моего мальчика за ушными раковинами ранки, лепешки какие-то странные. Подруги сказали, что это золотуха. Но и тогда почему-то я не обратилась к врачам за помощью. В храм я уже ходила. Правда, еще только год, но за этот год я многое узнала, успела повенчаться с мужем и младшего сына, который заболел, уже потихоньку приучила к церковным службам. Он знал порядок служб, никогда не стеснялся положить земной поклон, причащался.
И вот мне посоветовали съездить с заболевшим сыном в Кошарский храм к животворящему кресту Господню. Там, мол, на вечерней службе в воскресенье батюшка освящает воду. Разумеется, мы в ближайшее воскресенье поехали. По пути я объясняла сыну: «Умывайся, пей водичку и мой за ушами и, поверь, сыночек, выйдешь из церкви, ничего за ушками уже не будет». Мы отстояли службу, попили и умылись святой водой, взяли водички и с собою, приложились к чудотворному кресту и уехали домой. И когда я на второй день осмотрела уши моего 15-летнего сына, за ушными раковинами была чистая, розовая кожица. Слава Богу!
С тех пор прошло много лет. Ни разу за все годы мы не вспомнили об этой болезни, хотя чудесный случай исцеления помним, и много раз я рассказывала об этом своим знакомым.
С любовью о Господе, раба Божия Раиса с сыном Павлом».
Раба Божия Нина А., жительница Губкина, на Воздвижение Честного и Животворящего Креста старается побывать в Белгороде и приложиться к чудотворному Кошарскому кресту. Но в этот раз за три дня до поездки во время строительных работ в глаза ей попала известь. Глаза покраснели и сильно болели. Окулист из участковой поликлиники назначил очень серьезное лечение. О какой-либо поездке не могло быть и речи. Но 26 сентября 1999 года Нина на свой страх и риск поехала в Белгород. Во время всенощного бдения паломница приложилась к чудотворному кресту и подошла к батюшке под помазание. Она растерла это масло по лицу. Взяла воды с водосвятного молебна и умылась ею. Когда утром шла на Божественную литургию, почувствовала, что глаза перестали болеть. Не утерпела, посмотрелась в зеркало: краснота исчезла. Благодарная Нина осталась в этот день трудиться во cлаву Божию в храме.
«Несколько лет назад я тяжело заболела: вдруг отнялись ноги, при малейшем движении тело пронзала острая боль. Я вся была как открытая рана. Скорая отвезла меня в поселковую больницу, врачи обследовали и развели руками. «Вы совершенно здоровы, — сказал хирург. — Хоть в космос отправляй!» В областной больнице меня осмотрели невропатолог, психиатр и другие врачи, обследовали на томографе и тоже ничего не нашли. Я же лежала пластом, не в силах пошевелиться, не могла спать, мучил страх, снились кошмары. Однажды приснилась девушка, которая сказала: «Через сорок дней ты умрешь». И мы со страхом думали, с какого же дня считать.
По совету сестры Ольги, живущей в Севастополе, муж отвез меня в их город к специалисту. Военный врач-невропатолог, подполковник медицинской службы, обследовав меня особым методом, с помощью прибора, сказал: «Вам надо в церковь! Медицина вам не поможет. Вы когда в последний раз исповедовались?» А я, хоть мне уже было 46 лет, ни разу в жизни не исповедовалась и не причащалась. И вообще мы с мужем в Бога не верили, как и наши родители. Мама у меня была начальницей, отец мужа был коммунистом. Поэтому муж окрестился только в 33 года. А меня крестили в детстве, лишь потому, что бабушка была верующая. Если мы и заходили когда-либо в церковь, то как на экскурсию — посмотреть и уйти. И вот меня, недвижимую, как куль, муж на спине занес в Крестовоздвиженский храм, что на Кошарах. Батюшка отец Иоанн часа два читал обо мне молитвы и сказал, чтобы я приложилась к находящейся в храме святыне... Потом священник приехал к нам домой, пособоровал, исповедовал и причастил меня, освятил наш дом. После этого ночные страхи у меня прошли.
Муж каждую неделю привозил меня в храм на службу. Я прикладывалась к кресту, исповедовалась, причащалась и, удивительно, с каждым разом чувствовала, что мне становится лучше. Сначала я в храме могла находиться только на коленях, согнувшись, улегшись телом на стул. Но через две-три службы могла уже осторожно сидеть, а потом и стоять, опершись о спинку стула. Помню, как обрадовался батюшка, увидев, что я стою! Он еще раз пособоровал меня, исповедал и причастил. Первое время я, конечно, чувствовала себя еще слабо, а примерно через полгода и слабость прошла. Узнав, что мы с мужем не венчаны, он обвенчал нас. И семейная жизнь пошла лучше и теплее...
Так вот Господь по любви Своей через болезни и скорби привел нас к вере и доброй семейной жизни.
Н. Владимирова, Белгородский район».
Чудны дела твои, Господи!
Выписав свидетельства о чудесных исцелениях у креста, вспоминаю, как сама я молила святителя Иоасафа о прощении забытых грехов — и была услышана: ничем другим не могу объяснить, что в Прощеное воскресенье именно ко мне в Преображенском соборе подошла женщина, искавшая Кошарский крест...
С благодарностью за все увиденное и пережитое подготовила этот рассказ для читателей нашего приходского журнала,
Наталья Аверьянова, член Союза журналистов Москвы".
 

Икона дня

Календарь